codename_it

Category:

Диалектика бога.

Это конспект для видеоролика, который, возможно появится когда-нибудь, где-нибудь. В нем материал будет подаваться более развернуто, с опорой на данный текст. Тем не менее, я сделал этот текст законченным и выкладываю его сюда, может-быть, кому-нибудь будет интересно.

Одним из самых главных вопросов, для человека к является вопрос о том, есть ли бог. Для некоторых людей,  число их немало, этот вопрос является главным вопросом в жизни. 

И на этот вопрос следует ответить утвердительно, бог существует, но существуя в этом мире он и отсутствует в этом мире.  В этом и заключается диалектика бога.

Бог существует, существует как понятие, существует как псевдо-исторический, литературный, сценический, кинематографический, фольклорный персонаж, существует, наконец, как объект веры, более того, как всем нам известно, бог существует в этих ипостасях не один, богов много, богов тысячи, возможно, миллионы, просто сейчас наиболее сильный заслонил остальных, так как в странах, где он почитаем,  зародились и достигли своего пика революции прогресса, промышленная революция, научно-техническая революция, информационная революция. Культура, построенная на Библии, возвышается над этим революциями, и вместе с ними исподволь проникает во все уголки Земли. Китай не христианская страна, но, в последнее время, там стало модно отмечать Рождество на католический манер.  Но тем не менее, все знают, что есть и другие боги, есть Яхве, есть Аллах, есть Будда, есть Один, Юпитер, Шива,  Ярило, Осирис, и многие, многие другие. Существует много богов. 

Боги с незапамятных времен идут рука об руку рядом с человечеством, Когда-то, на заре разума, в Неолите, появились первые боги, То есть, богов не было и они появились, ничто перешло в бытие. Появились они в примитивном виде, соответствующем молодому разуму тех древних людей, которые измыслили их. Как и всё, что появляется, понятие бога, появившись, немедленно стало двигаться через развитие, как и любое понятие. Понятие бога стало усложняться и расширяться,  стало расщепляться,  делиться. Богов становилось всё больше, я они стали объединяться в пантеоны, роднится меж собой и всячески взаимодействовать. 

Боги живут своей жизнью, мирно сосуществуют и ведут беспощадные войны, тогда, когда одни боги возвышаются, другие низвергается в пучину забвения. Потом рождаются новые боги и сбрасывают старых с их высот, с олимпов, с небес. Все мы видели, как, казалось бы, навсегда поверженные боги древних славян возродились как Феникс из пепла и заняли своё, пусть небольшое, но место, в общественном сознании российской ойкумены, в виде неоязычества. 

Мир божественного, это часть общественного сознания, и в голове человека есть место этому миру. Все свои дела боги делают руками людей и никак иначе. Мир божественного тесно связан с процессом исторического развития человечества. Он одновременно и зависит от него и влияет на него.

Были времена,  когда мир божественного занимал в общественном сознании почти всё место,  обеспечивая превосходство магического мышления над мышлением рациональным.  

Однако, ростки того, что в конечном счете нанесло по миру божественному страшнейших удар, приведший к его схлопыванию, к съеживанию его места в коллективном бессознательном, появились уже очень давно. В основе мира божественного, будучи гораздо шире его, лежит вера, которая представляет из себя жизненную необходимость знать, в условиях, когда получение знания невозможно в силу отсутствия необходимого для этого понятийного аппарата. Это когда в процессе познания явления отсутствующие факты, необходимые для объективного объяснения этого явления, заменяются на совершенно любые непротиворечивые утверждения, которые в комплексе с известными фактами дают более или менее правдоподобную картину явления. 

Тут нужна оговорка. Прогрессивную роль веры в развитии человеческой цивилизации трудно переоценить, Она давала человеку стимул идти вперёд, несмотря на все угрозы окружавшего его опасного, таинственного мира, давала ему уверенность в себе. И тем не менее, вера никогда не была, в полной мере, двигателем общества, оставаясь лишь механизмом, необходимым для работы этого двигателя. Роль последнего выполняло знание, сначала, самое что ни на есть прикладное, с выделением, в процессе своего развития, теоретического знания. 

В этом деле количество, как водится, опять пришло в качество. Количество накопленных людьми знаний перешло в качество научного познания, появились первые науки, появилась фундаментальная наука, появилась философия. Философия очень долго шла рука об руку с миром божественного, но самого начала запазухой она держала камень, камнем этим было критическое мышление. Неудобные для мира божественного вопросы появились практически сразу, за эти вопросы казнили Сократа в Афинах. Однако, в течение тысяч лет у философии не было шанса задать эти вопросы божественной вере, задавалка не выросла. Выросла она в середине XIX века, тогда бушевала промышленная революция, рождался метод научного познания, результат деятельности энтузиастов прежних эпох. Загадки природы, служившие опорой божественной вере, не смогли устоять перед новым супероружием человечества - современной наукой. 

Стали появляться вопросы к главенствующей, на тот момент, религии мира - христианству. Появились люди, которые начали доказывать, что Бога, что Иисуса Христа в том виде, в котором его описывает Библия, существовать не могло. Потом появились ученые, которые взялись за изучение священных текстов, занялись изучением религии вообще. Вопросов стал ещё больше. 

К настоящему моменту наука, более-менее, описала генезис мира божественного в процессе исторического развития человеческой цивилизации, с момента его зарождения до наших дней. В иудаизме, миф о Всемирном потопе появился после того, как израильтяне вернулись из Ассирии в свои края, переняв его от жителей Междуречья пострадавших от наводнений. В христианстве корпус канонических текстов был скомплектован и на Вселенских соборах. Геракл был успешно кооптирован из эллинистического культа в буддизм, а это не единичный случай, а массовое явление, вспомним, хотя-бы, ислам. 

Рационально мыслящему человеку, который решит погрузиться в научную историю религий, будет совершенно понятно, что потусторонние сущности описываемые в священных текстах любых культов, это плод фантазии групп людей, это догматы, созданные обществами прошлого для собственной устойчивости. 

Верить во всех богов на земле невозможно, потому что имени некоторых богов и их существа мы даже не можем себе представить, В силу отсутствия знаний о них. Человек верит, как правило, в одного бога или в группу богов, объединенных чем-то общим, и в этом, на текущий момент, заключается слабость позиций верующих. Перед тем, как спорить с рационально мыслящими людьми, им нужно как-то объединиться, как-то договориться между собой, о том какой же бог истинный и только после этого вступать в бескомпромиссный бой с наукой.


promo codename_it october 8, 2015 10:00 3
Buy for 30 tokens

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.